19 октября руководство АвтоВАЗа официально представило свою антикризисную программу. Завод рассчитывает получить от государства несколько миллиардов рублей и готовится к новым сокращениям персонала, пишет «Российская газета».
Как заявил исполнительный вице-президент АвтоВАЗа Олег Лобанов, на первое октября долговая нагрузка завода составляет 62 миллиарда рублей, из которых 25 миллиардов - это беспроцентный займ, предоставленный государством одному из основных акционеров - госкорпорации "Ростехнологии". А 38 миллиардов рублей - это объем процентного долга АвтоВАЗа перед госбанками.
- Производственная программа не позволяет генерировать достаточное количество денежных средств для обслуживания долга, - признал Лобанов. - Выпуск в 2009 году порядка 360 тысяч автомобилей не позволяет говорить о прибыльной работе. Соответственно необходима реструктуризация долга. Несколько ее вариантов находятся на рассмотрении в правительстве РФ, и предполагается, что до 10 ноября будет вынесено решение.
Наиболее приемлемым руководству АвтоВАЗа представляется вариант, при котором были бы выпущены конвертируемые облигации на сумму 50 миллиардов рублей, чтобы завод смог рассчитаться по кредитам и не платить проценты. Таким образом, менеджмент завода надеется обменять долги перед госбанками на конвертируемые облигации.
Если реструктуризировать долги не удастся, Олег Лобанов не исключил введения механизмов защиты от кредиторов и сохранения производства. Фактически речь идет о возможном банкротстве.
Конечно, добавил господин Лобанов, менеджмент не хочет банкротить завод и делает "все возможное", чтобы договориться с кредиторами о реструктуризации долга (основные кредиторы — Сбербанк и ВТБ). Предложено несколько вариантов реструктуризации, они также направлены в правительство (проблемы завода рассматривает комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова), пишет «Коммерсант». Решение, состоится ли реструктуризация, должно быть принято не позднее 10 ноября, сказал господин Лобанов. "Мы уверены, что переговоры завершатся успешно и нам не придется прибегать к процедуре защиты от кредиторов",— добавил он. На 10 ноября назначено очередное заседание комиссии Игоря Шувалова.
Топ-менеджмент АвтоВАЗа впервые дает понять, что без колебаний обанкротит завод, если кредиторы не согласятся на реструктуризацию долгов. Банкротство уже не преподносится как нечто недопустимое: Олег Лобанов подчеркнул, что сама процедура не подразумевает полной остановки АвтоВАЗа и прекращения производства — это всего лишь "проведение неких юридических процедур", которые дадут АвтоВАЗу дополнительное "время на решение вопроса реструктуризации". В Сбербанке и ВТБ заявление топ-менеджера не комментировали.
Наиболее приемлемый вариант реструктуризации долга для АвтоВАЗа — выпуск конвертируемых облигаций на сумму долга, сказал вчера Олег Лобанов. "Ъ" рассказывал об этом варианте 30 сентября, речь идет о выпуске облигаций на сумму долга завода перед банками (38 млрд руб.), покупателем должен был стать ВЭБ. Впоследствии облигации конвертировались бы в акции АвтоВАЗа, и ВЭБ стал бы его контролирующим акционером. Но ВЭБ не желает покупать облигации АвтоВАЗа, говорят источники "Ъ", близкие к банку, признавая, впрочем, что "окончательное решение принимается в правительстве" (наблюдательный совет ВЭБа возглавляет премьер Владимир Путин). Официально в ВЭБе говорят, что по-прежнему "изучают вопрос" покупки облигаций АвтоВАЗа. В Минфине говорили, что ВТБ и Сбербанк сами могли бы конвертировать долг АвтоВАЗа. Но 15 октября глава Сбербанка Герман Греф заявил, что "не рассматривает конвертацию".
"В планах автозавода на 2010-2011 годы выпускать по 450 тысяч автомобилей в рамках существующего модельного ряда, а к 2014 году - до 840 тысяч автомобилей", - говорит вице-президент Григорий Хворостянов. В следующем году завод рассчитывает выйти на безубыточность. Хотя, по мнению экспертов, выпускать менее 500-600 машин для такого предприятия нерентабельно, отмечает «Российская газета».
Если говорить о модельном ряде, то АвтоВАЗ намерен избавиться от внутренней конкуренции автомобилей Priora и Kalina. "Будет снижена цена на "Калины" до 250 тысяч рублей, а "Приора" останется в своей нише", - пояснил вице-президент по продукции и программам Юг Демаршелье. В 2012 году планируется создать вариант седана, который заменит "классику" и автомобили марки Samara. Также в 2014 году Priora будет заменена другой моделью, созданной на базе платформы B0. Объем инвестиций в совместное производство с альянсом Renault-Nissan АвтоВАЗ не раскрывает. По словам Демаршелье, суммы станут известны после того, как будут просчитаны затраты на новое производство.
Кроме того, завод намерен до 2012 года освободить от работы 21,8 тыс. человек. А ведь в начале месяца первый вице-премьер Шувалов назвал планы по сокращению 27,6 тыс. человек на предприятии "враньем", напоминает «Интерфакс Экономика».
По словам И.Комарова, по состоянию на 15 октября на предприятии работает 96,2 тыс. сотрудников, из которых временно избыточная численность персонала составляет 21,773 тыс. человек. Среди них 7,4 тыс. трудоспособного возраста, 5,3 тыс. человек - предпенсионного возраста, 9 тыс. - пенсионного, уточнил глава компании.
Правда, предприятие ждет уволенных сотрудников обратно в 2012 году, когда на производство будут поставлены модели концерна Renault-Nissan, а также запущены производства автокомпонентов в Тольятти.
Напомним, что ранее руководством "АвтоВАЗа" был подписан приказ об увольнении с 14 декабря 5 тыс. сотрудников. Затем появилась информация о том, что численность сотрудников завода может сократиться еще на 27,6 тыс. человек - сначала в прессе, а потом и в отчете "АвтоВАЗа" за первое полугодие.
В понедельник президент компании уточнил, что разница между численностью персонала на 1 июля (102 тыс.) и нынешними 96 тыс. сотрудниками образовалась за счет ухода на пенсию персонала соответствующего возраста. Получается, что под сокращение подпадают почти четверть сотрудников. Однако, по словам И.Комарова, "АвтоВАЗ" намерен избежать "массовых увольнений персонала". Страшно представить, что же тогда в представлении президента компании представляют из себя "массовые увольнения".
Между тем, ранее в октябре первый вице-премьер Игорь Шувалов уверял, что крупных сокращений на заводе не будет. "Называют огромные цифры сокращений и увольнений. Никаких таких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье", - говорил он. Профсоюзы же били тревогу, уверяя: массовые сокращения на предприятии возможны, несмотря на заявления официальных лиц.
Между тем, как в один голос уверяют опрошенные газетой «Взгляд» эксперты, АвтоВАЗу необходимо уволить значительно больше тех 21,8 тыс. сотрудников, о которых упомянул Комаров. Если взять за основу средний показатель производительности труда в Европе, США и Японии в 12,3 автомобиля на одного рабочего и разделить на него 332 тыс. автомашин, которые АвтоВАЗ намерен произвести в этом году, получается, что для этого заводу в Тольятти требуется всего 27 тыс. человек.
Большинство отраслевых аналитиков согласны с этой цифрой. «Учитывая объемы выпуска автомобилей АвтоВАЗом, численность его персонала должна составлять в районе 27,5 тыс. человек», − подчеркивает аналитик ФК «ОТКРЫТИЕ» Кирилл Таченников.
Чуть более милосердно к рабочим относится аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. «Конечно, на АвтоВАЗе значительно ниже производительность труда, чем на европейских и американских заводах, но все равно численность его сотрудников надо сокращать вдвое», − говорит эксперт.
Впрочем, как вместе с тем отмечают аналитики, решение взять и в одночасье уволить 75 тыс. человек в нынешних экономических условиях «не вполне уместно». «Это будет неправильно, потому что на АвтоВАЗе, в отличие от его зарубежных коллег, и организация производства совершенно другая, и другое оборудование, другая степень оптимизации. Особенно это касается главного конвейера», − полагает Кирилл Таченников.
Согласен с коллегой и аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. «У АвтоВАЗа на балансе дом отдыха, школы, больницы, дом культуры, − говорит эксперт. − Известно, что большая часть рабочих АвтоВАЗа задействована на вспомогательных производствах, таких как выпуск автокомпонентов и металлургический цех. Так что, наверное, правильно, что сейчас ищутся более социально приемлемые варианты в части оптимизации персонала, которые не совсем стыкуются с «голой экономикой».
Как отметил РБК daily заместитель начальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов, из озвученной антикризисной программы АвтоВАЗа так и не стало понятно самого главного — как компания собирается дожить до 2012 года, когда планирует поставить на конвейер пять новых моделей, а выпуск довести до почти 550 тыс. машин. Сами новые проекты (производство моделей Renault и Nissan на платформе B0, собственная модель Lada на этой же платформе, а также собственные модели C-класса) вполне здравые, говорит Анна Куприянова из ФК «Уралсиб». Но деталей их постановки в производство нет, замечает эксперт.
Не ясны перспективы и ключевого для дальнейшего выживания завода фактора — его возможности в ближайшее время генерировать положительный денежный поток. По прогнозу самого АвтоВАЗа, в этом году он получит около 101,5 млрд руб. выручки, при этом убыток составит около 36 млрд руб. Не решив этого вопроса, все остальные планы абсолютно бессмысленны, считает Алексей Павлов. При этом, добавляет Севастьян Козицын из БКС на фоне последних заявлений о будущем АвтоВАЗа, завод так и не продемонстрировал снижения себестоимости, а, к примеру, административные расходы остались в первом полугодии 2009 года практически на том же уровне (8,2 млрд руб.), что и годом ранее. «Мы все расходы минимизируем», — заявил вчера Игорь Комаров.