Катастрофа самолета президента Польши Леха Качиньского, разбившегося в апреле 2010 года под Смоленском, произошла по вине экипажа, который в условиях психологического давления принял решение о посадке в неблагоприятных погодных условиях. К такому выводу пришли специалисты Межгосударственного авиационного комитета, занимавшиеся расследованием трагедии. Итоговый доклад ведомства журналистам 12 января представили председатель МАК Татьяна Анодина и глава технической комиссии Алексей Морозов, передает ИТАР-ТАСС.
"Непосредственной причиной авиакатастрофы явились непринятие экипажем своевременного решения об уходе запасной аэродром при неблагоприятном погодном прогнозе, - сообщила Анодина. - Снижение самолета проходило в условиях невидимости наземных ориентиров. Должной реакции при срабатывании системы раннего предупреждения TAWS должной реакции не последовало. Это привело к катастрофе".
"Присутствие в кабине экипажа высокопоставленных посторонних лиц и ожидаемая командиром негативная реакция главного пассажира оказали психологическое давление на членов экипажа и повлияли на принятие решения произвести посадку в условиях неоправданного риска", - подчеркнула она.
Как установлено, посторонние - это глава ВВС Польши и начальник протокола президента республики.
"Присутствие главкома ВВС Польши в кабине пилотов вплоть до столкновения с землей оказало психологическое давление на принятие решения о снижении и посадке во что бы то ни стало, - сообщила председатель МАК. - При этом в крови главнокомандующего ВВС был обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,6 промилле".
Морозов разъяснил, что нахождение в кабине посторонних нарушало так называемый "принцип чистой кабины", экипаж находился в состоянии "психоэмоционального давления". После того, как диспетчер сказал командиру воздушного судна снижаться до уровня 500 метров, шеф протокола президента Качиньского произнес, что "решение еще не принято". Сам же пилот обронил фразу: "Если мы здесь не сядем, он будет ко мне приставать".
Польский Ту-154 практически не имел шансов избежать катастрофы, заявил Морозов.
"Маневр по избежанию столкновения с препятствием был предпринят экипажем в последний момент. Маневр был очень резким, и на записи бортового самописца зафиксировано, что к моменту столкновения с березой самолет был выведен за эксплуатационные углы атаки", - приводит слова специалиста РБК. "Если бы не было столкновения с березой, то, наиболее вероятно, через 2-3 секунды самолет бы вышел на режим так называемого сваливания с последующим столкновением с землей", - пояснил он.
Ранее, 4 января 2011г., премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что в гибели Л.Качиньского и других пассажиров виновны как пилоты, так и диспетчеры: экипаж не должен был идти на посадку в условиях плохой видимости, однако принял опасное решение приземлиться. Диспетчеры аэропорта позволили воздушному судну уйти на посадку, что и стало причиной трагедии.
Расследование инцидента продолжится силами следователей СК РФ, который сегодня получил в распоряжение доклад МАК. "Только сопоставив и проанализировав все имеющиеся материалы по делу, в том числе отчет технической комиссии, результаты авиационно-технической и других судебных экспертиз, а также после завершения всего объема следственных и иных процессуальных действий, исполнения поручений о международно-правовой помощи по делу следствие сможет принять законное и обоснованное процессуальное решение, которое установит причины и условия, которые привели к авиакатастрофе, и лиц, виновных в этом происшествии", - сообщили в комитете.
Брат Леха Ярослав Качиньский назвал выводы МАК издевательством. «У моего брата не было склонности к суициду», - так лидер оппозиционной партии на отчет комиссии. Следователи считают, что покойный президент Лех Качиньский мог требовать от экипажа посадки, несмотря на плохие погодные условия.
Ярослав Качиньский, что комиссия без всяких доказательств обвиняет во всем польских пилотов, передает «Эхо Москвы» со ссылкой на Reuters.
Адвокат, который представляет интересы семей погибших в крушении самолета под Смоленском, также назвал отчет скандальным. Он заявил, что родственники жертв хотят знать правду. Юрист считает, что следователи подают информацию однобоко, не принимая во внимание факторов, связанных с ответственностью российской стороны. Куда мягче отреагировал Эдмунд Клих – специальный представитель Польши при МАК. По его словам, большинство в докладе – правда, но все-таки он содержит ошибки.
Аккредитованный при Межгосударственном авиационном комитете представитель Польши Эдмунд Клих считает, что доклад МАК по смоленской катастрофе, обнародованный в среду, в целом правдив, но содержит ошибки, передает РИА Новости со ссылкой на польские СМИ.
"Этот доклад является неполным и содержит ошибки. Сказано, что если бы экипаж выполнил команду "Горизонт", то они могли бы безопасно уйти (на запасной аэродром), а это неправда. Команда была подана слишком поздно, и шансов уйти уже не было", - сказал представитель Польши в эфире польского телевидения.
Согласно докладу МАК, руководитель полетов на аэродроме в Смоленске не дал разрешения на посадку самолету на "высоте принятия решения".
Клих также полагает, что катастрофы можно было избежать, если бы на борту присутствовал российский переводчик.
"Если бы на борту был российский переводчик, то катастрофы бы не произошло", - сказал он.
В докладе МАК говорится, что экипаж лайнера вел переговоры с диспетчерами по-русски, общий уровень знания языка командиром экипажа эксперты комитета оценили как удовлетворительный. Остальные члены экипажа русским языком, вероятно, "в достаточной степени не владели", сказал представитель МАК, добавив, что документов об их уровне владения русским представлено не было.
По словам представителя МАК, аэродором "Смоленск-Северный" не является международным, поэтому переговоры на английском не были предусмотрены.
Как отметила в интервью ПРАЙМ-ТАСС научный сотрудник ИМЭМО РАН Ирина Кобринская, "Лех Качиньский был помешан на вопросе Катыни, поэтому в день трагедии он, возможно, не захотел лететь на запасной аэродром и боялся опоздать к началу торжеств, для него эта церемония была символична, если не сказать, что всем смыслом его политической карьеры". Также не исключено, что Л.Качиньский находился в состоянии сильного эмоционального подъема после речи В.Путина в Катыни /7 апреля – прим ред/, в которой российский премьер осудил "бесчеловечность тоталитаризма". Западные СМИ тогда написали, что В.Путин в Катыни проявил "небывалое мужество". Возможно, что сейчас польская сторона надеется, что Москва снова проявит "небывалое мужество" и признает, что крушение Ту-154 под Смоленском произошло по вине российской стороны", - рассуждала И.Кобринская.
По ее словам, в польских политических кругах и польском обществе изначально было понимание того, что причина крушения – человеческий фактор, это проблема людей – кто управлял самолетом, и кто в нем сидел. По ее словам, "на деле все обстоит так, если говорить совсем просто, то Лех Качиньский фактически угробил представителей политической элиты страны. Он опоздал на целый час к вылету самолета, борт вылетел позже и подлетел к Смоленску, когда уже там был туман. Есть еще много тонких моментов в этой трагической истории, поэтому это и дает огромное поле для политических спекуляций в этой безусловно трагической для поляков истории".