Все без исключения российские школы до конца года надо привести в порядок: ситуация, когда в школе есть интернет, но нет туалета, недопустима, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в четверг на первом в этом году заседании правительства. Помимо проблем ремонта, премьер также поднял вопрос о завершении в течение 2013 года модернизации региональных систем образования и пообещал учителям доплаты и премии. Глава правительства также поставил долгосрочные задачи: по его мнению, сферы образования и здравоохранения должны быть готовы к росту населения, который непременно произойдет в будущем, сообщает "Интерфакс".
Медведев пояснил, почему именно туалеты он поставил во главу угла. "В удивительную иногда попадаешь ситуацию. Я был в одном из регионов, где в школе мне умудрились показать все, включая компьютерный класс. А когда я вышел из школы, мне родители тихо на ухо сказали, что в школе нет туалета. Таких вещей быть не должно", - сказал премьер.
Глава правительства напомнил, что на школы деньги из федерального бюджета "выделяются, и весьма приличные" - программа, рассчитанная на 2011-2013 годы, финансируется из федерального бюджета в объеме 120 млрд рублей, отмечает NEWSru.com. На эти средства нужно, прежде всего, привести в порядок школьные здания, докупить недостающее оборудование, пополнить библиотеки и подключить школы к высокоскоростному интернету. Описывая бедственную ситуацию со школами в провинции, премьер снова строго напомнил подчиненным о туалетах. "В сельской местности, да и не только там, не хватает самого необходимого, зачастую нет элементарных условий в школах - тепла, горячего питания и даже санузлов", - сказал он.
Более 3 тысяч школ были отремонтированы в минувшем году в рамках программы модернизации системы образования. Премьер потребовал продолжить работу в этом направлении и привести в порядок еще не отремонтированные школьные здания, закупить оборудование и, если необходимо, транспорт. По словам главы правительства, передает Первый канал, всего в 2013 году на модернизацию образования из федерального бюджета выделят 40 миллиардов рублей. Значительная часть средств пойдет на повышение уровня благосостояния учителей. "Особый показатель, который остается на контроле, зарплата учителей. Это действительно одно из ключевых условий обновления школы, подчеркиваю, ключевых, но не единственных, тем не менее, именно зарплата должна мотивировать учителей к высокому качеству работы", - сказал Дмитрий Медведев.
"Задача по выравниванию заработной платы педагогов до уровня средней по экономике за сопоставимый период должна быть полностью выполнена, на это должны быть направлены все усилия", - заявил он. "Хотел бы подчеркнуть, что вкладывая такие средства, серьезные средства, мы вправе ожидать и соответствующей отдачи", - подчеркнул глава правительства.
"На выплату денежного вознаграждения учителям за классное руководство в 2013 году направляется практически 11,5 миллиарда рублей. Доплаты получат порядка 800 тысяч педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Размер вознаграждения - 1 тысяча рублей за работу в полнокомплектном классе, а с учетом наполненности класса эта сумма корректируется", - сказал Медведев.
Медведев сообщил, что субсидии общим объемом 200 миллионов рублей предназначены для вознаграждения лучших учителей. "Размер поощрения составляет 200 тысяч рублей. Всего их ежегодно получают от тысячи наиболее талантливых и успешных педагогов", - сказал Медведев. Он также затронул тему отчетности образовательных учреждений перед чиновниками различных уровней, сообщает радио «Голос России». "У нас чем больше проектов, тем больше отчетности", - отметил он. "Надо постараться все это унифицировать и свести к минимуму", - подчеркнул глава правительства.
"Нам нужно нашу инфраструктуру готовить к тому, что мы все-таки сумеем стабилизировать численность населения в стране и у нас будет дополнительное количество рождений", - сказал премьер. "Обращаю на это внимание министерства образования и министерства финансов, и вообще всех, кто причастен. Это, кстати, касается и лечебных учреждений не в меньшей степени, чем образовательных", - подчеркнул Медведев.
В 2013 году глава кабинета министров ожидает от регионов завершения всех запланированных мероприятий, благодаря которым образовательный процесс должен выйти на новый, современный уровень. Касается это и повышения зарплат учителей, отмечает «Российская газета». К новому году в каждом регионе должны были вывести их на уровень средней зарплаты по экономике субъекта. Треть регионов этот показатель даже превысила. Самые лучшие показатели там, где своевременно перешли на систему нормативно-подушевого финансирования школ и новую систему оплаты труда педагогов.
"С сентября 2011 года средняя зарплата учителей выросла с 13 800 рублей до 25 200 рублей в ноябре 2012 года, - сообщил министр Ливанов. - Таким образом рост составил более 70 процентов. Это очень серьезно".
Наибольшую динамику зарплат продемонстрировали Татарстан, Чукотка, Архангельская и Тульская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Лидерами же по превышению зарплатной нормы являются Москва (142 процента), Ямало-Ненецкий автономный округ (122), Пермский край (117), Ленинградская область (117). Остаются регионы, все еще не выполнившие соответствующие президентские указы. По словам министра образования и науки, в 34 субъектах соотношение находится в интервале 90-100 процентов и в ближайшее время должно быть компенсировано. В 21 субъекте страны разрыв превышает 10 процентов. Глава Минобрнауки выделил из них Ингушетию, Калмыкию, Дагестан и Тыву. - У нас есть несколько десятков регионов, в которых пока не все склеивается с зарплатой, - обратился премьер-министр к Ливанову. - Я хочу с ними провести селектор и выяснить, по каким причинам это происходит.
Приведение заработных плат учителей в соответствие со средней по экономике региона – показатель эффективности работы губернатора, считает член Генсовета Партии, депутат Госдумы Владимир Бурматов. Комментируя ER.RU выступление председателя правительства РФ Дмитрия Медведева , парламентарий выделил три главных сферы в рамках реализации стратегии модернизации образования.
«Во-первых, это материально-техническое оснащение школ, - отметил Бурматов. - Это состояние зданий, оборудования, методической литературы, оснащение библиотек. Те, кто бывает в регионах, знают, насколько важны эти вопросы для директоров школ и педагогических коллективов». Второй важный вопрос, на котором сделал акцент премьер, это подвоз учеников в сельских территориях, сказал депутат. «В свое время с этой помощью решалась проблема малокомплектных школ. Повышение количества и качества транспорта, который доставляет детей из деревень в более крупные школы очень важно. Когда первоклассников везут за несколько километров по сельским дорогам, это накладывает серьезные требования к транспортными средствам. Здесь важно уделять пристальное внимание вопросам безопасности и качества транспорта», - подчеркнул Бурматов. «Третье – материальное положение учителей, - продолжил парламентарий. - То, что на этом в очередной раз заострено внимание, я считаю абсолютно правильным. Медведев сегодня обозначил 20 регионов, в которых это не сделано, назвав их проблемными. На мой взгляд, губернаторам нужно серьезно задуматься об этом. Я считаю, что это должно быть одним из критериев эффективности губернатора на его посту».
«То, что лидер нашей Партии обозначил эти три приоритета, означает, что модернизация образования будет продолжена, и, судя по планам правительства, вложения в эту сферу будут увеличиваться. Ответственность за реализацию этих инициатив лежит на главах субъектов», - заключил депутат.