28 Марта 2013 г.

Совфед разрешил регионам определять порядок выборов губернатора

Совет Федерации 27 марта одобрил изменения в закон, позволяющие регионам самим определять порядок избрания губернатора. Как сообщает "Кавказский узел", законопроект был принят депутатами Госдумы РФ в первом чтении 23 января, за принятие его во втором чтении парламентарии проголосовали 19 марта. В третьем, окончательном чтении законопроект был принят Госдумой 22 марта.

Согласно принятому закону, если субъект РФ решит отказаться от прямых выборов, то партии, представленные в региональном и федеральном парламентах, получат право представить президенту по три кандидата на пост главы региона.

Документ представил на рассмотрение коллег председатель комитета Совета федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук, сообщается на официальном сайте Совфеда. Одобренный сенаторами закон теперь должен поступить на подпись президенту РФ.

Принятый сенаторами Совета Федерации и депутатами Госдумы закон сегодня в ходе лекции на открытии проекта "Гражданский университет" прокомментировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По его мнению, большинство регионов не воспользуются правом отказа от прямых выборов губернаторов.

Регионы, которые решат отменить выборы губернаторов, должны «хорошо подготовиться и объяснить, почему должна использоваться другая процедура». С таким заявлением выступил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе своей лекции в рамках партийного проекта «Единой России» под названием «Гражданский университет». Перед кем должны отчитываться регионы при отказе от выборов, председатель «ЕР» не уточнил, отмечает Lenta.ru.

Дмитрий Медведев отметил, что «неоднократно говорил» о необходимости именно прямых выборов. Однако, отметил он, в связи с тем, что Россия — федеративное государство, «в ряде случаев надо учитывать эту федеративную специфику». «Это касается и Кавказа. В отдельных кавказских республиках процедуры выборов в чистом виде пока не использовались», — пояснил он. О каких регионах идет речь, Медведев не пояснил. Однако руководитель никогда не избирался на прямых выборах, например, в Дагестане.

Одобренный Совфедом закон о праве регионов отменять прямые выборы губернаторов полностью соответствует демократическим стандартам, считает первый вице-спикер Верхней палаты Александр Торшин."Совершенно правильный и нужный стране закон. Расширение электоральных возможностей — это как раз демократично. А загонять всех в прокрустово ложе раз и навсегда данной схемой неправильно", — заявил Торшин РИА Новости.

Он напомнил, что, в частности, в Дагестане никогда не было прямых выборов, и когда все регионы выбирали губернаторов прямым голосованием, главу Дагестана избирал представительный орган. "Исключениями, данными законом, воспользуются, скорее всего, многонациональные республики, в частности, республики Северного Кавказа, однако я убежден, что эта схема не получит большого распространения", — полагает первый вице-спикер. Кроме того, убежден Торшин, принятие закона даст больше инициативы на местах, где будут искать оптимальную систему избрания главы региона.

«Отказ от принудительной унификации правил региональных выборов и идея предоставления субъектам федерации возможности выбора своих избирательных систем в большей степени отвечает принципам федерализма, позволяет более полно учитывать этноконфессиональные, исторические, культурные, социально-экономические, географические и иные особенности регионов страны», - считает политолог Александр Кынев. «Подобное право территорий является признанной в демократических странах практикой: во многих даже формально унитарных государствах существуют территории с особым порядком управления. Разнообразие подобных практик является не недостатком, а достоинством: равноправие в первую очередь предполагает право быть разными, а не навязанную всем одинаковость в бесправии. Особые электоральные механизмы защиты прав меньшинств как важная демократическая процедура признаны и в ряде международно-правовых актов».

«Однако, - пишет Кынев в Газете.ру, эта вариативность должна касаться, во-первых, не только механизма замещения должности главы региона с заданным федеральным центром набором полномочий, но и моделей формирования как исполнительной, так и представительной власти. Во-вторых, при любом варианте избирательной системы как на выборах исполнительной, так и представительной власти речь должна идти о соблюдении всех необходимых стандартов свободных и справедливых выборов, максимально возможного исключения электоральных манипуляций и фактического введения под видом учета региональной специфики назначения глав регионов в обновленном виде».

По мнению заместителя генерального директора Центра политической конъюнктуры Алексея Зудина, данную версию закона неправильно называть запретом на губернаторские выборы, поскольку ни о каком запрете речь не идет. То, что в некоторых СМИ называют "отменой выборов губернаторов", правильнее называть "непрямые выборы", а закон дает субъектам возможность решать, какие именно выборы губернаторов им нужны.

Эксперт считает, что такая модель удовлетворяет абсолютно всех субъектов права этого закона, что превращает его в универсальную правовую норму, отражающую потребность всех участников политического процесса в стране. "В законе заинтересован его инициатор – президент, поскольку он отражает запрос общества, заинтересовано большинство губернаторов, так он усиливает их позиции, заинтересованы местные элиты, поскольку он дает им возможность влиять на происходящие выборные процессы в регионе. В конце концов, в законе заинтересованы сами избиратели, поскольку там, где есть потребность общества в прямых выборах губернатора, эта норма присутствует", — приводят слова Зудина Вести.ру.

Некоторые эксперты считают, что после принятия законопроекта от прямых выборов будут отказываться не только кавказские республики, где в силу национальных конфликтов такая форма невозможна, но и другие регионы.

Кандидат юридических наук и эксперт Комитета гражданских инициатив Андрей Максимов заявил РБК daily, что если Россия все же откажется от предложений выбора, есть риск пополнить список стран, где центральная власть формирует региональную. В своей реплике он сослался на проведенное исследование опыта 35 государств — в 11 из них ситуация как раз такая. Речь идет о Бангладеш, Египте, Иране, Турции, Мьянме, Танзании, Украине, Кении, Алжире, Уганде и Марокко.

Постоянный адрес этого материала: http://www.lentacom.ru/reviews/1043.html

© «Lentacom.ru», 2005-2006.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Lentacom.ru» обязательна.
Информация о проекте:
Реклама на «Lentacom.ru»:
Адрес для пресс-релизов: