Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:
На мой взгляд, создание комиссии по формированию международного имиджа России - не особо полезная кампания по борьбе за имидж. Все-таки она исходит из того, что на Западе какие-то тотально враждебные нам силы создают нам негативный имидж. Конечно, подобная точка зрения имеет право на существование, и, конечно, существуют и враждебные России силы, которые стремятся испортить ей репутацию. Но главное не в этом, а в ситуации в самой России и ее действиях, которые, в общем, этот негативный имидж создают. Те меры, которые были предприняты российским руководством по централизации государственной власти, например, резкое сворачивание свобод, фактическое назначение губернаторов, фактическое формирование однопартийной системы, естественно, не могут не портить имидж нашей страны в глазах западного избирателя, западных политических элит. Россия, создавая подобную систему, ставит себя в один ряд с таким, например, государством, как Северная Корея, и это вызывает у западных элит раздражение и недовольство Россией. На мой взгляд, именно в этом состоит базовая проблема. Поэтому борьба за улучшение имиджа России возможна, законна, она вполне может быть частью государственной стратегии, и предпринимать усилия в этом направлении, безусловно, нужно, но следует понимать, что кроме субъективной деятельности наших врагов, противников на Западе и во всем мире существует и объективная сторона этого дела, то есть существует тот процесс, который идет в России в последние годы и который многие на Западе оценивают негативно.
Думаю, что координировать процесс по корректировке имиджа России должна администрация президента, а непосредственно заниматься им должны гуманитарные фонды, которые должно создать российское правительство, либо поручить решение этой проблемы уже действующим фондам. Таким образом, думаю, что центр должен быть в администрации, а приводными ремнями должны быть разнообразные гуманитарные организации.
Сам процесс изменения имиджа нетрудный в ситуации, когда объективно есть чем хвастаться и объективно есть направление, в котором нужно действовать. Когда, например, Горбачев начал перестройку, имидж Советского Союза очень быстро улучшился в глазах западного общественного мнения, потому что эти процессы преобразования СССР в сторону демократического общества на Западе приветствовались. Точно также имидж современного модернизирующегося общества создал себе Китай. То есть если есть серьезные аргументы в пользу того, что страна меняется и есть какие-то изменения с точки зрения западного и мирового общественного мнения, то это обычно вызывает одобрение, и корректирование имиджа становится делом достаточно легким. Другое дело, когда никаких реальных изменений нет, а есть только попытки грубого пиара. В этом случае - а это и наш случай - изменить имидж будет достаточно сложно.