Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
Симптомы застоя в политической жизни России, судя по всему, взялись из того, что получилось в результате строительства этой политической системы. Все это строительство в основном сводилось к тому, чтобы, во-первых, ограничить количество игроков, участвующих в выборах. Допустим, в 99-ом году возможность участвовать в выборах была не только у политических партий, но и у политических движений, маневренность для участия в выборах была достаточно высокой. Можно было создать блок, пойти на выборы, потом на базе таких блоков иногда появлялись политические партии. Так было создано «Яблоко» в свое время, так «Единство» стало «Единой Россией». В 2000-е количество игроков, имеющих возможность участвовать в выборах, в значительной степени было передушено, поскольку было введено ограничение - только для политический партий. Зарегистрировать партию весьма сложно: необходимо провести местные собрания, региональные конференции в половине субъектов федерации, съезд, собрать 45 тысяч членов. На это, по крайней мере, по тем данным, которыми я располагаю, требуется порядка миллиона долларов. Такие средства сейчас сложно найти, если не обращаться к Кремлю.
Если нет свежей воды в водоеме, то она начинает протухать, так и здесь. Те политические партии, которые не первый год заседают в Госдуме, хорошо там устроились, получают свои проценты, свои мандаты и неплохо себя чувствуют. Политическая борьба свелась не к борьбе идей, программ, а в основном к тому, чтобы дотянуться до административного ресурса, немножко его крутануть в свою сторону и получить проценты, которые необходимы для попадания в парламент. Это история не вчерашнего дня.
Еще одно обстоятельство – партия власти зачастую сращивается с исполнительной властью. Это тоже является одним из негативных явлений. Как правило, в цивилизованных странах такого нет. В Соединенных Штатах, если Демократическая партия поддержала какого-нибудь кандидата в губернаторы, то это далеко не означает, что этот человек является руководителем отделения партии. Как раз наоборот, там есть партийные функционеры, задача которых заключатся не в том, чтобы себя двигать во власть, а в том, чтобы подбирать людей на должности в Сенат, в Палату представителей, в губернаторы и т.д. То есть там как в улье все четко расписано. А у нас если человек возглавил региональное отделение «Единой России», то он уже спит и видит себя либо депутатом Госдумы, либо сенатором, либо губернатором. Естественно нормальных людей он просто не подпускает к себе, старается избавиться от конкурентов. Здесь тоже застой, потому что нормальные люди не идут в политические партии. Человек получил должность руководителя регионального отделения – и все, он этот пост пасет, окружает себя «шестерками» и на этом вся его работа заканчивается. Речь идет не только о «Единой России», но и других партиях.
Вести модернизацию в условиях застоя в политической системе весьма и весьма сложно. Без политической конкуренции это просто невозможно. Отсюда такие события как в станице Кущевская. Таких населенных пунктов в нашей стране, где полностью отсутствует власть, либо она есть, но она принадлежит криминальным группировкам, достаточно много. Поэтому я надеюсь, что президент будет вносить серьезные изменения в избирательное законодательство, в законодательство о политических партиях и т.д. Конечно, далеко не все решается законодательным путем, к этому надо идти долго. Я вообще считаю, что для нас более приемлема американская партийно-политическая система, а не европейская, которую мы взяли. Наверное, это одна из проблем. Я не думаю, что это законодательно будет изменено, но, тем не менее, я надеюсь, что через какое-то время мы перейдем к американской системе.
Тем не менее, Медведев заявил об этих проблемах и тем самым обозначил одну из тем своего очередного послания Федеральному Собранию. Видимо, в послании будет достаточно много внимания уделено тому, о чем он говорил в видеоблоге.