Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
За время, прошедшее с момента «тюльпановой революции», которая состоялась весной 2005 года, становится все более очевидно, что президент Курманбек Бакиев и близкие к нему люди стали главным центром силы власти в стране, и они не намерены упускать власть из рук. Тогда, в 2005-м, это было не очевидно. Существовало несколько ярких фигур, которые стояли вровень с Бакиевым или даже в некоторых вопросах затмевали его, в первую очередь, речь идет о бывшем премьер-министре Феликсе Кулове, который был освобожден в дни «тюльпановой революции» из тюрьмы. Однако многоходовые политические комбинации, маневры, которые Бакиев осуществил за прошедшие с момента революции два с половиной года, показали, что он остался самым сильным из политических игроков и ему удалось вытеснить своих конкурентов на обочину.
Процесс принятия бакиевской Конституции, которая в значительной степени повторяет Конституцию времен Аскара Акаева, и роспуск парламента – это очередной этап к укреплению личной власти Курманбека Бакиева. Нынешний парламент, безусловно, был абсолютно неподконтролен ему. В нем были сильны оппозиционные настроения и дух «тюльпановой революции». Очевидно, что Бакиев рассчитывает на досрочных выборах сформировать более лояльный, более управляемый парламент, который отвечает уже современным политическим реалиям Киргизии. То есть, можно говорить о том, что Бакиев, который два с половиной года назад, и даже два года назад, год назад, воспринимался как достаточно слабый и временный лидер, становится постоянной фигурой как киргизской политики, так и всего центральноазиатского политического пейзажа.
Безусловно, отмена выборов по одномандатным округам повлияет на исход будущих выборов в парламент, поскольку выборы по партийным спискам по определению более подконтрольны исполнительной власти, чем выборы по одномандатным округам. Не надо забывать, что в Киргизии по-прежнему важными политическими факторами являются клановость и регионализм. Север Киргизии и юг Киргизии в значительной степени в политическом и ментально-культурном смыслах противостоят друг другу. Во всяком случае, преждевременно говорить о едином политическом пространстве в Киргизии, единой политической нации не существует, и эти политико-ментальные, региональные различия были в процессе выборов по одномандатным округам весьма существенны. Ясно, что при выборах по партийным спискам они будут в некоторой степени, хотя и не полностью, нивелированы.
Уровень доверия народа Киргизии президенту по итогам референдума определить нельзя. Я думаю, что уровень доверия народа президенту вообще с трудом поддается оценке, поскольку ясно, что Бакиев как южанин всегда будет пользоваться достаточно широкой поддержкой на юге Киргизии и всегда будет восприниматься с известным подозрением на севере. Ему, так или иначе, нужны будут сильные партнеры из числа северян. Вот эта полиморфность политической конструкции Киргизии еще долгое время, если не всегда, будет важнейшим фактором, определяющим конфигурацию киргизской власти. То есть, трудно представить сегодня лидера, в том числе и Бакиева, который в равной мере был бы популярен или не популярен во всех регионах Киргизии.