Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Почему косовские сербы обратились за помощью к России, понятно. Они находятся в плену у албанской этнократии, которая действует под эгидой международных силовых структур, действующих на территории Косова. Эти структуры не являются нейтральным арбитром, не являются гарантом честных правил игры, соблюдения современных демократических и правовых стандартов. Даже, может быть, не силу какой-то негативной предвзятости к косовским сербам, а в связи с тем, что эти структуры стали заложниками того статус-кво, который ими же и создан. То есть статус-кво этой самой албанской этнократии.
В этой ситуации важна позиция официального Белграда. Белград сейчас не обеспечивает должного уровня защиты интересов сербов. Он сдает международному трибуналу тех людей, которые в свое время сербов официально защищали. То есть рассчитывать на Белград нельзя, хотя по идее это должно быть, прежде всего, заботой и ответственностью Республики Сербской.
Поэтому обращение к России – это обращение к историческому мифу, который достаточно давно существует у сербов о России как о стране, которая может существенно повлиять на глобальный расклад сил. Но сегодня этот миф далек от действительности, к сожалению. Конечно для России технически горазд легче было бы помочь тем 20 тысячам косовских сербов, чем обеспечить их гарантией справедливого решения косовской проблемы. Но я думаю, что и это покажется слишком рискованным и радикальным российскому руководству. Главным образом в связи с тем, что Россия на уровне представления гражданства не оказывает серьезных преференций даже русским соотечественникам. Российские законы о гражданстве абсолютно не чувствительны к этническим и культурным фактором. Единственный фактор, который учитывается, и то не в полной мере, – это знание языка, но поскольку до этого в аналогичных ситуациях, например, когда были гонения на русских в республиках Средней Азии, никакой помощи в ускоренном получении гражданства им не оказывалось, я бы не ждал аналогичных преференций в отношении сербов.
Тем не менее, для российского руководства открывается совершенно уникальный шанс провести блестящую пиар-акцию, в том числе накануне президентских выборов. Она позволила бы продемонстрировать, что наши международные партнеры – ЕС и НАТО – которые себя позиционируют как глобальные гаранты прав человека, являются в отдельных случаях гарантами полного нивелирования и уничтожения каких бы то ни было прав человека. Россия в свою очередь может выступить гарантом таких прав для тех сообществ, которые на нее ориентированны. То есть как глобальный демарш, как глобальная акция это было бы очень красиво и абсолютно адекватно. Но еще раз говорю, что пока практика натурализации, принятая российским государством, его международная политика, политика в отношении друзей России и соотечественников за рубежом, противоречит этому решению. Поэтому мне слабо верится в то, что оно может быть принято.