Учредитель Института национальной стратегии:
Лично для Александра Лукашенко введение санкций ЕС против Белоруссии ничем не грозит. Никаких банковских счетов в Евросоюзе у него нет, поэтому арестовывать будет нечего. Это же относится и к основным его соратникам. Такая мера как арест счетов действенна только для коррумпированных режимов, которые целиком зависимы от собственных счетов и поддержки со стороны Запада. Режим Лукашенко не настолько коррумпирован, чтобы бояться подобного рода санкций. У Лукашенко и его команды есть финансовые интересы за пределами Белоруссии, но они никак не связаны со странами Запада и направлены, скорее, на Восток, в первую очередь, в Китай.
Естественно, подобного рода санкции будут иметь определенное психологическое значение для команды Лукашенко, потому что некоторая нестойкая часть этой команды, уставшая от невозможности ездить в Европу на отдых, с течением времени может принять участие в некотором подобии заговора против своего лидера. Поэтому определенные косвенные последствия в среднесрочной - долгосрочной перспективе ввод санкций может иметь. В краткосрочный же период никакого влияния на Белоруссию, ее руководство, а также внутриполитический и внешнеполитический курс они иметь не будут.
В мировом сообществе нет единого имиджа Лукашенко, если не считать мировым сообществом только Соединенные Штаты и Евросоюз. По всей видимости, эти страны и впредь будут воспринимать Лукашенко резко негативно, и в этом ничего не изменится. В таких консервативных центрах консолидации субъектов мирового сообщества, как Китай или Иран, в которых режим Лукашенко воспринимается позитивно, после ввода санкций он будет восприниматься еще более позитивно. Внутри Белоруссии ввод санкций будет способствовать дальнейшему росту популярности Лукашенко. Любой внешний выпад в сторону собственного правительства всегда приводит к росту популярности этого правительства, даже если в момент выпада это правительство непопулярно. Что же говорить о популярном правительстве.
Ввод санкций против Белоруссии будет характеризоваться продолжением ухудшения личных отношений между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко и будет стимулировать Кремль еще активней дистанцироваться от Минска. Путин будет вести себя в отношении Лукашенко более жестко, стремясь показать Евросоюзу, что он ни при чем и не является покровителем белорусского режима.
Ситуация в Белоруссии, безусловно, будет обсуждаться на саммите G8 в Петербурге. Остальные члены «Большой восьмерки» будут убеждать Путина в том, что необходимо полностью прекратить поддержку Белоруссии, и тут он с ними охотно согласится, хотя полного прекращения отношений фактически не произойдет. Здесь сработает умение Владимира Владимировича подменять тактическое формальным. Формально, действительно, Путин прекратит поддержку экономики Белоруссии путем резкого повышения цен на российский газ. Однако, это повышение будет скомпенсировано, так сказать, двухсторонне. Вслед за ним последует резкое повышение арендной платы за белорусский участок системы противовоздушной обороны. Тем самым Путин не допустит вреда для экономики Белоруссии, но вместе с тем продемонстрирует Западу, что, якобы, он отказался от поддержки Лукашенко. С формальной точки зрения его позиция будет безупречна.
Перспективы развития Союзного государства в настоящее время нулевые. Этот проект изначально был блефом, который использовался российскими властями для укрепления собственных позиций, поскольку идея российско-белорусского Союзного государства весьма популярна в России. Это и некая стратегическая перспектива Александра Лукашенко, поскольку идея восстановления СССР в той или иной форме весьма популярна в Белоруссии, и в первую очередь, среди избирателей самого Александра Лукашенко.
Однако, ни Кремль, ни Лукашенко никогда не собирались создавать никакого совместного государства. Во-первых, потому что Кремль воспринимает Лукашенко как тактического попутчика и союзника, но не как стратегического партнера. Во-вторых, потому что Лукашенко никогда никому не собирался отдавать государственную власть в Белоруссии: ни другим белорусским политикам, ни, тем более, Кремлю. Поэтому как пиар-проект «Союзное государство» будет развиваться и дальше. Как реальный проект, Союзное государство уже мертво, и, если и воскреснет, то не в ближайшем будущем, а после кардинальной смены политической элиты в России. Тогда проект реанимирования СССР сможет существовать не на пиар-уровне, а на уровне реальной политики.
В дальнейшем международное давление на Белоруссию будет увеличиваться. Запад прекрасно отдает себе отчет в том, что Белоруссия объективно остается последним союзником России в Восточной Европе, причем это союзничество не зависит от личных отношений между лидерами двух стран. Сегодня отношения между Путиным и Лукашенко исключительно плохие, однако других союзников просто нет. Это значит, что интеграция страны в триаду Польша-Украина-Белоруссия будет означать исчезновение этого стратегически важного для России плацдарма. Поэтому Запад в дальнейшем будет вести линию на ужесточение санкций, на то, чтобы мытьем или катаньем выдавить Лукашенко из президентского кресла. Вопрос только в том, что, как показывает пример Фиделя Кастро и других лидеров подобного толка, не всегда эти усилия оказываются достаточно эффективными.