Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:
Массовое развитие негосударственных вузов связно с тем, что большая часть наших молодых соотечественников не хотят служить в армии. В результате вскоре мы можем действительно стать страной всеобщего высшего образования, что само по себе неплохо, даже при том низком качестве высшего образования, которое дает большинство негосударственных вузов. Но проблема в другом – демократы после прихода к власти уже к 96-ому практически целиком развалили систему техникумов и ПТУ. В результате мы сталкиваемся с ситуацией, когда в стране практически нет рабочих. Как пошутил левый публицист Александр Тарасов, в наше время рабочий – это не классовая принадлежность, а личное несчастье. Если Медведев действительно хочет восстанавливать страну и соответственно поднимать промышленность, то для этого необходимы технические специалисты. Восстановление техникумов и ПТУ необходимо, я совершенно согласен с президентом.
Я не назвал бы сегодняшнюю ситуацию перекосом в сторону высшего образования, по мне, чем больше высшего образования, тем лучше, даже среднего качества, но нам очень нужны техникумы и ПТУ, нам очень нужны квалифицированные рабочие. У нас в стране по данным статистики 26 миллионов людей не работают и не числятся на бирже труда, то есть это 20% населения и наверное 40%, а то и больше, от общего числа трудоспособного населения. Я, конечно, сомневаюсь, что все они в буквальном смысле безработные: занимаются каким-то мелким посредничеством, ремонтом, ездят в Москву вахтовым методом работать охранниками или «бомбить». Но с президентом невозможно не согласиться. Вот когда он говорил о школах и акцентировал внимание на питании и физкультуре, этого было явно недостаточно, потому что хорошо бы заняться содержанием и методами образования, а здесь я с ним спорить не могу.
При том, что советские ПТУ давали качественное рабочее образование, они были довольно плохо устроены по комплектации и методам обучения. Реально в ПТУ шли в основном школьники, которые не смогли сдать экзамены в старшие классы, реально в позднесоветские времена попадание ребенка в ПТУ учителя и родители объявляли катастрофой. В результате ПТУ становились сборищем неудачников, в них царила атмосфера, напоминающая атмосферу в армии, и был высокий уровень мелкого криминала и алкоголизма, причем пили не только ученики, но и многие преподаватели, прежде всего преподаватели не общеобразовательных, а профессиональных предметов, потому что это были неудачники, которые вынуждены были уйти с производства. Однако замысел системы ПТУ очень хороший, в 30-е годы ПТУ (тогда они назывались ремесленные училища) сыграли свою роль, они были механизмом, который крестьянских детей делал рабочими. Сегодня нам нужны реальные профессиональные политехнические ПТУ, которые готовят квалифицированных рабочих или ремесленников, потому что в конце концов на столяра-краснодеревщика тоже надо учиться в ПТУ или техникуме. Возрождение ПТУ не должно повторять недостатков профессионально-технических училищ последних лет советской власти.